Основы объектно-ориентированного проектирования


Правило изменений


Первое наблюдение состоит в том, что клиентское отношение обычно допускает изменения, а наследование - нет. Сейчас мы должны с осторожностью обходиться с глаголами "быть" и "иметь", помогающими нам до сих пор характеризовать природу двух отношений между программными модулями. Правила для программ, как всегда, более точные, чем их двойники из обычного мира.

Одним из определяющих свойств наследования является то, что это отношение между классами, а не между объектами. Мы интерпретировали свойство "Класс B наследует от класса A" как "каждый объект B является объектом A". Следует помнить, что это свойство не в силах изменить никакой объект - только класс может достичь такого результата. Свойство характеризует ПО, но не его отдельное выполнение.

Для отношения клиента ограничения слабее. Если объект типа B имеет компонент типа A (либо подобъект, либо ссылку) вполне возможно изменить этот компонент - ограничением служит лишь система типов.

Заданное отношение между объектами может быть результатом как отношения наследования, так и клиентского отношения между классами. Важно различать, допускаются изменения или нет. Например, наша воображаемая структура объекта могла быть результатом отношения наследования между соответствующими классами:


Рис. 6.5.  Объект и подобъект

class SOFTWARE_ENGINEER_1 inherit ENGINEER feature ... end


Она могла быть точно так же получена через отношение клиента:

class SOFTWARE_ENGINEER_2 feature the_engineer_in_me: ENGINEER ... end

Фактически оно могло быть и таким:

class SOFTWARE_ENGINEER_3 feature the_truly_important_part_of_me: VOCATION ... end


Для удовлетворения ограничений системы типов класс ENGINEER должен быть потомком класса VOCATION.

Строго говоря, последние два варианта представляют слегка отличную ситуацию. Если предположить, что ни один из заданных классов не является развернутым, то вместо подобъектов в последних двух случаях объекты "software engineer" будут содержать ссылки на объекты "engineer", как показано на рис.6.4. Введение ссылок, однако, не сказывается на сути нашего обсуждения.

<
p> Поскольку отношение наследования задается между классами, то, приняв первое определение класса, динамически будет невозможно изменить отношение между объектами: инженер всегда останется инженером.

Но для других двух определений модификация возможна: процедура класса "software engineer" может присвоить новое значение полю соответствующего объекта (полю the_engineer_in_me или the_truly_important_part_of_me). В случае класса SOFTWARE_ENGINEER_2 новое значение должно быть типа ENGINEER или совместимого с ним; для класса SOFTWARE_ENGINEER_3 оно может быть любого типа, совместимого с VOCATION (Профессия). Такая программа способна моделировать инженера-программиста, который после многих лет притязаний стать настоящим инженером, наконец, покончил с этой составляющей своей личности и решил стать поэтом или сантехником. ("Не надо оваций. Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы".)

Это приводит к нашему первому критерию:

Правило изменений

Не используйте наследование для описания отношения, воспринимаемого как "является", если компоненты соответствующего объекта могут изменять тип в период выполнения.
Используйте наследование только при условии, что отношение между объектами постоянно. В других случаях используйте отношение клиента.

По настоящему интересный случай имеет место для SOFTWARE_ENGINEER_3. Для SOFTWARE_ENGINEER_2 можно заменить инженерный компонент на другой, но того же инженерного типа. Но для SOFTWARE_ENGINEER_3 класс VOCATION может быть более высокого уровня, вероятнее всего, отложенным, так что атрибут может (благодаря полиморфизму) представлять объекты многих возможных типов, согласованных с VOCATION.

Это также означает, что, хотя решение использует клиента как первичное отношение, но на практике в своей окончательной форме оно часто использует дополнительно отношение наследования. Это станет особенно ясно, когда мы придем к понятию описателя (handle).


Содержание раздела