Основы объектно-ориентированного проектирования

Поддержка различия между командами и запросами


В предыдущих лекциях был обоснован важный принцип различия команд и запросов. Он предписывает не смешивать команды (процедуры), изменяющие объекты, и запросы (функции и атрибуты), возвращающие информацию, что устраняет функции с побочными эффектами.

Существовала точка зрения, что в параллельном контексте этот принцип не выполняется, например нельзя написать:

next_element := buffer.item buffer.remove

и быть уверенным в том, что удаленный во втором вызове элемент будет тем же, что и присвоенный в первой строке переменной next_item. Другой клиент мог испортить дело, получив доступ к буферу между этими двумя инструкциями. Такого рода примеры часто использовались для доказательства необходимости функций с побочным эффектом, в данном случае - функции get, возвращающей элемент и удаляющей его из контейнера в качестве побочного эффекта.

Этот аргумент заведомо ложен. В нем смешаны два понятия: исключительный доступ и спецификация программы. Понятия этой лекции позволяют получить исключительный доступ, не жертвуя принципом Команд и Запросов. Достаточно включить эти две инструкции, заменив buffer на b, в некоторую процедуру с формальным аргументом b, а затем вызвать эту процедуру с атрибутом buffer в качестве аргумента. Или, если вам не требуется, чтобы обе операции применялись к одному элементу, а нужно минимизировать время захвата общего ресурса, то напишите две отдельные подпрограммы. Такая гибкость важна для разработчиков. Она обеспечивается благодаря простому механизму исключительного доступа, не связанному с наличием или отсутствием побочного эффекта у функций.



Содержание раздела