Основы компьютерной графики


Трехмерные матричные преобразования


Подобно тому, как двумерные преобразования описываются матрицами размером

, трехмерные преобразования могут быть представлены матрицами размером
. Тогда трехмерная точка
 записывается в однородных координатах как
, где
. Для получения декартовых координат надо первые три однородные координаты разделить на
. Два однородных вектора описывают одну декартову точку в трехмерном пространстве, если
, где
 и
 - векторы, записанные в однородных координатах.

Матрицы преобразований будем записывать в правосторонней системе координат. При этом положительный поворот определяется следующим образом. Если смотреть из положительной части оси вращения (например, оси

) в направлении начала координат, то поворот на
 против часовой стрелки будет переводить одну положительную полуось в другую (ось
 в
, в соответствии с правилом циклической перестановки).

Заметим, что на практике удобнее применять левостороннюю систему координат, так как в этом случае удобнее интерпретировать тот факт, что точки с большими значениями

находятся дальше от наблюдателя.

 Запишем теперь матрицу трехмерного переноса. Аналогично двумерному случаю.

, при этом

.

Операция масштабирования:

Перейдем к операции поворота, с ней в трехмерном случае придется разбираться чуть побольше чем в двумерном. Так как при двумерном повороте в плоскости

 координаты
 остаются неизменными, то поворот вокруг оси
 записывается так:

.

Матрица поворота вокруг оси

имеет вид:

,



и вокруг оси

:

Обратите внимание на смену положения синуса угла с отрицательным знаком в матрице поворота вокруг оси

. Правильность этих матриц легко проверить поворотом одного из ортов на
, при этом он должен перейти в следующий по порядку орт на соответствующей координатной оси.

Обратные преобразования будут выражаться обратными матрицами. Для операции переноса надо лишь заменить знаки компонент вектора переноса на противоположные:

;

для операции масштабирования – на обратные значения:

;

для поворота – выбором отрицательного угла поворота:

.


Результатом нескольких последовательных поворотов будет матрица

.

Здесь верхняя матрица размером
 называется ортогональной. Важным ее свойством является то, что обратная к ней матрица является транспонированной:
. Это полезно тем, что при вычислениях достаточно поменять индексы местами и обратное преобразование получается автоматически.

После перемножения любого числа матриц вида
 и
 результирующая матрица всегда будет иметь вид:

.

Здесь верхняя часть размером
 определяет суммарный поворот и масштабирование, а три коэффициента последней строки – суммарный перенос.


Содержание раздела